О портале
Новости 22.09.2022 592

Почему реформа образования была поставлена на высший уровень в Узбекистане?

Любой вопрос, связанный с образованием и перспективами подрастающего поколения, сегодня интересует общество. Ведь родители, думающие о будущем своего ребенка и благополучии своей семьи, живут тревогой о воспитании сына или дочери совершенным взрослым. Это высшая цель каждого государства и общества, направленная на свободу и развитие Родины, благополучие и перспективы ее народа.


В своем выступлении на церемонии, посвященной тридцать первой годовщине независимости Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан отметил, что система образования является первой из 5 основных задач, которые необходимо решить к 2026 году в рамках Стратегии развития. Идея ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА была движущей силой не только нашей нации, но и всех обществ, стремящихся к развитию с древних времен. Для этого нужны многие факторы, такие как солидарность, единомыслие, справедливость и прозрачность и даже дружеская конкуренция. Каковы задачи Министерства народного просвещения в этой связи? Наш разговор с министром народного просвещения Бахтиёром САИДОВЫМ был об этом и других важных вопросах, связанных с сферой.


- Национальная независимость, свобода народа - величайшее благо. Наш главный долг – ценить его, сохранять как зеницу ока и передавать будущим поколениям! Я хотел бы, чтобы наши люди, особенно наши ученики, которые сегодня растут в школе, глубоко понимали эту концепцию. Доведение молодого поколения до совершеннолетия – важнейшая задача государства и нашего общества. Сегодня мир стремительно развивается, наука и техника постоянно совершенствуются. Естественно, что отставание в развитии сказывается на перспективах страны и на свободе народа.


Сегодня мир стал ареной жесткой конкуренции и жесткой конкуренции. Если конкуренция и борьба предыдущих эпох были выиграны за счет различного оборудования заводов, то качество образования в школах играет важную роль в успехе нынешней борьбы. Не забывая об этом факте, мы должны заложить прочный фундамент для будущих побед наших детей.


Поэтому каждого мальчика и девочку, изучающих буквы в школе и вступающих в мир знаний, мы должны воспринимать как ЧЕЛОВЕКА, неравнодушного к светлому будущему нашей страны! Поэтому естественно и обоснованно называть воспитание подрастающего поколения первостепенной задачей государства и общества в нашей стране.


— Эффект образовательных реформ отражается на знаниях и потенциале студента. В этом смысле какие новшества вносятся сегодня в развитие школьного образования и повышение эффективности учителей?


- В новом учебном году в более чем десяти тысячах школ нашей страны преподают более 500 тысяч педагогов. Среди них много опытных педагогов с уникальным стилем и подходом. Уже сейчас квалифицированный и знающий учитель будет пользоваться уважением школьного коллектива, учеников и родителей.


Сейчас внедряется ряд нововведений по дальнейшему совершенствованию системы надлежащего поощрения труда учителей, обеспечению справедливости и прозрачности присуждения поощрений и наград. Важно, чтобы преподавательский состав имел квалификационную категорию. Потому что профессиональные навыки и научный потенциал учителя оцениваются по определенным критериям.


Однако ни одна система не может оценивать себя. Потому что при таком подходе теряется объективность. Именно на основе этого принципа этот процесс осуществляется самостоятельно Государственной инспекцией контроля качества образования. Мы требуем только честного и прозрачного теста для учителей в этом процессе. Благодаря последовательным реформам в системе образования был положен конец чрезмерной бюрократии и бюрократии в системе повышения квалификации педагогов.


Не будет ошибкой сказать, что это еще одна возможность для наших преданных своему делу и опытных педагогов, любящих свою профессию. Уже сегодня педагоги могут два раза в год повышать квалификационную категорию путем аттестации. Это дает возможность увеличить месячную зарплату учителя. В результате этой системы качество наших учителей в этом году резко возросло.


Сначала был проанализирован состав педагогов (образование, категория, стаж), и по результатам стало важным привлечение к специальным курсам обучения лиц, не имеющих достаточного опыта, и тех, кто нуждался в методической помощи. Согласно анализу, количество квалифицированных учителей в прошлом году достигло 303 000 человек, что составляет 62,5% от общего числа педагогов.


В прошлом году этот показатель составлял 45,2 процента, а три года назад - менее 30 процентов. Также в этом году количество учителей с высшей и первой квалификационными категориями достигло 143 тысяч, то есть 30,1%, при этом доля учителей с высшей квалификацией составляет 9,1%. В 2021 году этот показатель составил всего 5,7 процента. В свою очередь, доля учителей со средним образованием, работающих в системе народного образования, снизилась с 9,5% до 7,3%.


Это свидетельствует о том, что из года в год увеличивается количество высокообразованных учителей в школах, повышается престиж педагогической профессии. С 2021 года для преподавателей иностранных языков была введена международная система аттестации, и им была предоставлена ​​возможность повышать ежемесячную заработную плату прозрачным образом на основе подтверждения своих знаний. Это привело к тому, что количество учителей иностранных языков, отвечающих международным стандартам, увеличилось почти в три раза за последний короткий период.


Сегодня даже школы в самых отдаленных районах обеспечены знающими и квалифицированными педагогами в результате усилий, направленных на то, чтобы каждый ученик получил качественное образование, и принцип равенства в образовании является приоритетом. В этом процессе важное значение приобрела процедура выплаты дополнительной 100% надбавки к месячной зарплате преданных своему делу и увлеченных своим делом учителей, работающих в школах отдаленных районов.


Сейчас 400 преданных своему делу учителей с высокой квалификацией получают зарплату, эквивалентную 1000 долларов США, за обучение наших детей в школах самых отдаленных районов. Основываясь на таком положительном опыте, в апреле текущего года глава нашего государства поручил другим учителям-предметникам внедрить систему международной аттестации и принцип уважения человеческого достоинства, внедрить систему надлежащего вознаграждения за их труд.


Соответственно, соответствующим совместным решением Министерств народного образования и финансов с 1 сентября 2022 года разработана система доплаты премий для педагогов, имеющих сертификаты международной и национальной системы оценивания. Благодаря этому не только учителя иностранных языков, но и педагоги, успешно прошедшие сертификационные испытания по предметам родной язык и литература (узбекский язык и литература, русский язык и литература, каракалпакский язык и литература), математика, химия, физика, биология и информатика и информационные технологии получили шанс получить повышение.


Здесь я хотел бы процитировать известную поговорку: «Застой и отсутствие свободы делают людей слабыми. Слабые люди вызывают трудные времена. Трудные времена делают людей сильными. «Сильные и упорные люди создают времена процветания». К сожалению, период застоя прежнего тоталитарного режима и то, что 20-25 лет назад внимание к образованию было не так сильно, как сейчас, наоборот, вместо науки и просвещения с точки зрения востребованности Привлечение учителей к различным сельскохозяйственным или другим общественным работам, не входившим в обязанности учителя, обусловило формирование слабого слоя педагогов.


И этот слой остается бессильным перед сегодняшними проблемами образования. Перед педагогическими кадрами, стремящимися активно участвовать в реформировании строительства нового Узбекистана, стоит сложная и священная задача вывести образование из кризиса и создать светлое будущее для наших детей. Я верю, что вместе с нашими преданными учителями мы обязательно достигнем этой цели!


- Сегодня в дополнение к действующему директорскому фонду создан министерский фонд поощрения труда учителей. В чем сходство и различие этих систем стимулирования? Вообще, что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы правильно платить учителям за их работу и организовывать их деятельность?


«Действительно, профессия учителя — это большой труд. Я понял это, когда еще учился в школе, а позже в вузах, когда занимался научной деятельностью. Кроме того, поскольку моя мама работала учителем, а бабушка — директором школы, можно с уверенностью сказать, что я хорошо знаю трудности этой области. Рабочее время учителя и образование не могут быть оценены по каким-либо критериям.


Однако в глобальном масштабе остро стоит вопрос о том, чтобы различать неопытных и опытных учителей и учителей, которые только выходят на поле, и давать им должную оценку их работы. Ведь верно то, что неуверенность или склонность к обобщениям в любой области приводят к ошибкам. С этой точки зрения, 2 августа 2022 года принято постановление Кабинета Министров «О мерах по организации деятельности Фонда министра народного образования», а также усовершенствован механизм надлежащего стимулирования педагогического труда. .


Данное решение направлено на предотвращение коррупционных ситуаций, а также финансовых ошибок и недостатков, допускаемых в образовательных учреждениях в некоторых регионах, и служит для направления средств директоратского фонда на правильное и конкретное назначение. Эта система, прежде всего, гарантирует продвижение достойного учителя. При этом средства будут направлены на финансовую поддержку учителей, имеющих право на получение надбавки на основе принципа «равенства для всех» и по определенным критериям.


Как интерпретировали некоторые предвзятые эксперты в социальных сетях, новая система никогда не приведет к сокращению суммы фонда директора или ежемесячной зарплаты высококлассных учителей. Если это постановление и положение о фонде министра народного просвещения читать со здравым смыслом, то новая система означает, прежде всего, регулирование распределения премии и денег материального обеспечения из фонда директора.


Согласно положениям, действовавшим до августа 2022 года, предусматривалось, что педагоги школы, добившиеся наибольшей передовой и воспитательной эффективности, получат дополнительную 40-процентную надбавку к заработной плате за счет средств фонда директора, а также материальную поддержку и премирование. деньги для сотрудников. Однако анализ показал, что директора некоторых школ распределяли средства директоратского фонда между некоторыми работниками только в виде материальной поддержки и премирования, вместо оплаты вклада учителей в повышение качества образования.


В результате такой практики количество учителей, имеющих право на получение премий, и размер выплачиваемых им премий из года в год уменьшались, а процент материальной поддержки и премиальных денег постоянно увеличивался. В 2021 году в одной школе только 55 % средств фонда директора было направлено на ежемесячное премирование за вклад в повышение качества и эффективности образования, а остальные 45 % были направлены на премирование и финансовую поддержку.


Однако средства директорского фонда, выделяемые из государственного бюджета, должны быть направлены, прежде всего, на поощрение передовых педагогов с учетом их вклада в повышение качества образования. В связи с участившимися негативными ситуациями, подобными описанным выше, некоторые негодные руководители школ неоднократно выписывали финансовую помощь и денежные вознаграждения ровно одной группе знакомых за счет фонда директора.


Правильно сказать, что причиной возникновения подобных негативных ситуаций является, прежде всего, то, что порядок и размер материальной помощи работникам не указаны в положении о распоряжении средствами фонда директора. В большинстве случаев такая ситуация приводила к нецелевому расходованию средств фонда директора. Например, в 2021 году в фонд заработной платы одной школы было выделено 787,5 млн сумов, а в фонд директора - 175,5 млн сумов.


Только 20 % фонда директора было выделено учителям на ежемесячное премирование, а остальные 80 % были потрачены на поощрение и оказание материальной поддержки некоторым сотрудникам. В целях проведения правовой оценки деятельности должностных лиц образовательного учреждения, допустивших подобные ситуации, в правоохранительные органы направлены соответствующие материалы. В новой редакции положения четко определен размер и статус материальной помощи из фонда директора.


Случаи вручения премий и денежной помощи без оснований были ограничены, но общая сумма, выделенная на продвижение учителей внутри школы, была сохранена. Разработан порядок направления средств на выплату премий педагогическим работникам по результатам их труда, определения конкретных обстоятельств оказания материальной поддержки (в случае смерти самого работника или его близких родственников, в случае тяжелое заболевание, в случае повреждения от стихийного бедствия), а также выдать премиальные деньги на определенную цель и в равных количествах всем.


Также через фонд министра на едином принципе будут установлены ежемесячные надбавки в размере 5,5-кратного размера минимальной заработной платы квалифицированным педагогическим работникам по республике (в настоящее время 5,1 млн сумов), а также единовременная премия для передовых сотрудников в том же размере вводится практика. Ни в одной системе нет специального министерского фонда, предназначенного для финансового поощрения преданных своему делу учителей. Это яркое доказательство того, как высоко ценит наш Президент педагогическую профессию и большое внимание уделяет образованию.


«В эти дни было высказано много мнений о том, сохранят ли пожизненно высокую квалификационную категорию педагоги, проработавшие учителями высокого класса в течение 15 лет, а также опасения по поводу изменения месячного оклада. Поэтому было бы уместно, если бы Вы сделали отдельный комментарий по этому вопросу.


— Опытный учитель, который любит свою профессию, всегда ищет новости, связанные с предметом, который он преподает. Уверен, что благодаря положению учителя в обществе, изменения в науке нашей страны и мира, а также новости общественно-политического развития всегда будут предметом бурного обсуждения и обратной связи для самоотверженный и деятельный учитель.


Поэтому высококвалифицированный педагог, считающий педагогическую профессию смыслом своей жизни, а успехи своих учеников — своей радостью, всегда готов к любым испытаниям. В этом смысле считаю, что новации и изменения в постановлении Кабинета Министров от 17 сентября 2021 года «О мерах по совершенствованию порядка аттестации педагогических кадров дошкольных, общеобразовательных, средних специальных, профессиональных и внешкольных образовательных организаций " не вызвало ни малейшего вопроса у наших истинно преданных учителей.


В соответствии с новым порядком положения, утвержденным на основании этого решения, определено, что педагогические кадры, после получения высшей квалификационной категории, сохраняющие ее в течение 15 лет и имеющие непрерывный трудовой стаж (в том числе в период действия декретного отпуска ) не будет участвовать в обязательной аттестации. По действующей редакции педагоги имеют высшую категорию и могут пожизненно работать учителем с высшей квалификационной категорией после подтверждения своего уровня в 3-й обязательной аттестации.


Например, молодой педагог, окончивший вуз в 2022 году, может выполнить требование о присвоении высшей квалификационной категории в 2024 году, воспользовавшись внеочередной аттестацией. Отныне требуется защищать категорию высшей квалификации на испытаниях, проводимых Государственной инспекцией по контролю качества образования 3 раза в течение 15 лет (то есть каждые пять лет – в 2029, 2034 и 2039 годах).


После этого этому учителю будет предоставлена ​​возможность работать в категории высшей квалификации и использовать свои привилегии в дальнейшей педагогической деятельности без каких-либо испытаний. При этом педагог может сохранять высшую категорию с 39 лет до конца трудовой жизни.


В предыдущей версии этого регламента была путаница и двусмысленность. То есть, если педагог имел вторую или первую квалификационную категорию в течение первых 10-12 лет педагогической деятельности, а высшую квалификационную категорию получил в последний год, может сложиться ошибочное мнение, что указанное выше правило распространяется и на него. В целом нет оснований для беспокойства по поводу уменьшения общей суммы, выплачиваемой педагогам за счет вышеуказанных частичных изменений в положениях.


- Еще одна тема, вызвавшая здесь дискуссию, - загруженность директора школы и его заместителей и правильное распределение учебных часов.


— В предыдущей редакции постановления Кабинета Министров от 15 октября 2021 года «О мерах по привлечению квалифицированных учителей в школы с низким уровнем образования» можно было совмещать основную должность руководителя государственного образовательного учреждение на должность преподавателя до 10 часов в неделю.


В новой версии этот процесс уточнили. Это связано с тем, что в некоторых учебных заведениях было много случаев превышения ППС более 10 часов вне зависимости от государственной единицы, которую они занимают. Это было ошибкой с юридической точки зрения, и руководители, взявшие помимо нагрузки более 10 часов занятий, должны были вернуть излишек зарплаты в государственную казну.


Поэтому, во избежание таких недоразумений, финансовых ошибок и недостатков, в новой редакции положения вышеуказанного постановления четко указано, что «независимо от штатной единицы, занимаемой руководящим составом, они могут обучаться только до 10 часов».


- Итак, насколько важно для учителя быть удовлетворенным своей работой и профессией в обеспечении качества образования, так же важно, чтобы руководящий состав, дающий верную оценку его работе, был достоин занимаемой должности. Исходя из этого, что делается для подготовки молодых педагогов и выработки новых требований к руководителю школы?


- В последние годы реализовано множество новаций международной практики в сфере вывода качества подготовки педагогических кадров на новый уровень в высших учебных заведениях. В частности, принято постановление Президента «О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших учебных заведений по подготовке педагогических кадров». По его словам, Ургенчский, Наманганский, Гулистанский госуниверситеты получили статус «государственных педагогических институтов».


Узбекско-финский педагогический институт создан на базе Узбекско-финского педагогического института Самаркандского государственного университета. На базе педагогических институтов Андижанского, Бухарского, Термезского, Каршинского государственных университетов созданы государственные педагогические институты. Чирчикский и Джизакский государственные педагогические институты создаются как Чирчикский и Джизакский государственные педагогические университеты.


Кроме того, с нового учебного года студенты дневной формы обучения в высших учебных заведениях, готовящих педагогов, со 2-го курса еженедельно проходят учебные занятия в порядке «4+2» для повышения своей профессиональной квалификации. То есть 4 дня занятий организованы в вузе, 2 дня в школе на основе практики. Стоит отметить, что начиная с 2023/2024 учебного года 14 образовательных направлений высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогов, не будут приниматься на заочную форму обучения.


При этом на заочную форму обучения других, кроме указанных 14 направлений, принимаются лица со стажем педагогической работы не менее 5 лет, в том числе специалисты со средним специальным образованием, работающие в школах. Повышение качества образования в школах зависит, прежде всего, от потенциала педагогов, а также от современных руководителей, создающих здоровую и стабильную духовную среду. Сегодня директора школ предварительно выбираются на основе открытых конкурсов, а народные депутаты назначаются на их должности по согласованию с районными (городскими) советами.


В соответствии с указом главы нашего государства «Об утверждении Национальной программы развития народного образования на 2022-2026 годы» с 1 января 2023 года отбор кандидатов на должность директора школы будет осуществляться только из лиц, имеющих удостоверение на управление, и будет внесено в районный (городской) Совет народных депутатов на утверждение.


Сейчас в рамках Национального научно-исследовательского института повышения квалификации педагогических работников и обучения новым методикам имени Абдуллы Авлони создан центр оценки уровня знаний и профессиональных навыков работников народного образования. Сейчас в этом центре разработан порядок выдачи управленческого сертификата кандидатам на должность директора школы на основе специальных программ, основанных на командной работе и общении с родителями, обучении менеджменту, финансовым расчетам и информационным технологиям, оценке их знаний и навыков.


Современный директор школы должен быть учителем и организатором, юристом и экономистом. Считаю, что новая система станет важным фактором координации нашей деятельности в этом направлении и формирования резерва современных управленческих кадров. Это факт, что только наука, образование и обучение могут положить начало развитию государства и нации в быстро обновляющемся и совершенствующемся мире.


Я хотел бы, чтобы каждый соотечественник помнил учение нашего знаменитого просвещенного деда Махмудходжи Бехбуди, который 100 лет назад сказал: «Для выживания в мире необходимы светская наука и знания». Ведь ценность учителя высока в человеке, семье и обществе, жаждущих просвещения и духовности.