В 2018 году Президент принял важный документ, направленный на объединение усилий органов государственного управления и исполнительной власти и организаций в сфере инновационного развития – указ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы». Данным постановлением утверждена Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. Основной целью стратегии было развитие человеческого капитала. Также одной из основных задач было вхождение Республики Узбекистан в число 50 самых передовых стран мира по Глобальному инновационному индексу к 2030 году.
В результате реформ, проведенных в республике за последние годы в сфере инновационной деятельности, Узбекистан вновь вошел в международный рейтинг Глобального инновационного индекса в 2020 году, после пятилетнего перерыва, с повышением на 29 позиций по сравнению с 2015 годом.
В настоящее время Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2030 годы разработана Министерством инновационного развития и в настоящее время обсуждается с соответствующими организациями и учреждениями. Данная стратегия является логическим продолжением последовательно проводимых реформ, направленных на то, чтобы к 2030 году Республика Узбекистан заняла место в числе первых 50 развитых стран в Глобальном инновационном индексе.
Итак, какие фундаментальные работы были проведены в области науки и инноваций в стране за последний короткий период?
Прежде всего, в связи с введением порядка введения дополнительного вознаграждения профессорам со степенью доктора наук в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях базовая заработная плата профессоров со степенью доктора наук по сравнению с 2016 г. увеличена в 3,2 раза, а сотрудников с с научной степенью, занимающимся научной, педагогической и трудовой деятельностью, заработная плата увеличивается в 5 раз.
Приняты 3 важных документа, определяющих правовую основу дальнейшего развития науки и инновационной деятельности и укрепления научного потенциала кадров – Законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании».
В настоящее время в нашей стране внедрен механизм государственного заказа на научно-исследовательские работы на основе передового зарубежного опыта. В качестве новой процедуры регулярно объявляются госзаказы по тематическим проектам с четким конечным продуктом и объемом финансирования. В результате была сформирована конкурентная среда, создана возможность получения постоянных грантовых средств. По сравнению с 2017 годом финансирование одного проекта увеличилось в 3,5 раза, при этом не менее 40% средств было направлено на приобретение необходимого оборудования, реактивов и материалов для проведения научно-исследовательских работ.
Для поддержки масштабных научных стартап-проектов в стране запущена стартап-экосистема, охватывающая все этапы от идеи до потребителя. Впервые создана система поддержки и финансирования стартап-проектов за счет государственных грантов, общая стоимость которых составляет 40,5 млрд долларов. Профинансировано 48 start-up проектов на сумму 48 сумов и организован выпуск конкурентоспособной новой продукции.
Осуществлен трансфер технологий для быстрого внедрения научных новых технологий в экономику страны. С учетом трансфера передовых технологий за границу общая стоимость составляет 3,3 млн. долларов США.Реализованы инвестиционные проекты.
В 2018-2020 годах создано 18 научных организаций, 10 научных центров и 4 технопарка. Запущена новая система коммерциализации научных разработок с участием трио «Ученый-Банк-Предприниматель», основанная на заинтересованности в коммерциализации научных разработок. В рамках коммерциализации научных разработок общая стоимость составляет 149,5 млрд. сумов подготовлены проекты на сумму 62 млрд сумов и произведен объем научной продукции превысил сум.
Введен упрощенный порядок приобретения научно-лабораторного оборудования. С 2018 года по настоящее время в 9 научно-исследовательских организациях установлено 69 единиц лабораторного оборудования, а в 2020 году закуплено более 200 единиц лабораторного оборудования для 15 научно-исследовательских организаций по новой упрощенной процедуре закупок. 30,4 млн. долларов США на приобретение современного лабораторного оборудования для научно-исследовательских учреждений и 116 миллиардов сумов на ремонт зданий и сооружений.Кроме того, закуп реактивов и реагентов бюджетными организациями, осуществляющими научную деятельность, включен в перечень товаров, закупаемых государственными заказчиками на основании прямых договоров.
В целях поддержки инициатив талантливой молодежи и развития ее научного потенциала при Министерстве инновационного развития создана Молодежная академия. В настоящее время более 2000 молодых людей являются членами этой академии, которая имеет 15 руководителей во всех регионах республики.
В 2020 году для поддержки практических и инновационных проектов молодых ученых Молодежной академии будет выделено 30,2 млрд. сумов объявлен конкурс практических и инновационных проектов.
В Узбекистане отсутствует интегрированная система, включающая в себя цикл «инновация-капитал-инновация» и цикл «инновация-капитал-инновация» с целью создания циклических отношений «радикально-инновационный» - «устойчивый» - «эффективные» инновации (т.е. инновации) и его основные процессы остаются в весьма фрагментарном виде. Одной из актуальных задач до 2030 г. является разъяснение субъектам инновационной экосистемы сущности такой циклической инновационной экосистемы, создание правовых и финансовых условий для обучения, функционирования, определение задач и обязанностей каждого звена.
Численность молодежи до 30 лет в нашей стране составляет более 18 миллионов человек. Это около 55 процентов населения. Верно и то, что официальная безработица среди 18-30-летних составляет 17%. Только к концу 2021 года спрос на новые рабочие места среди молодежи вырастет на 1 350 000 человек. Сохраняется динамика численности населения, включенного в реестры «железных», «женщин» и «молодежь» по списку нуждающихся в трудоустройстве в стране.
В республике непрерывно проводятся последовательные реформы, направленные на обеспечение занятости населения, особенно молодежи и женщин. В частности, 2021 год объявлен «Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». Внедряются новые системы работы с молодежью, а предложения юношей и девушек изучаются «по-местному». Во всех регионах страны организуется поддержка молодежного предпринимательства и обеспечение их занятости через профессиональное обучение.
Сегодня развитие территорий республики осуществляется за счет широкого использования природных ресурсов. Возрастающий риск истощения имеющихся природных ресурсов порождает необходимость создания промышленных кластеров, воплощающих передовой опыт ведущих стран мира по увеличению доли научно-объемной (инновационной) продукции в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
Согласно мировому опыту, кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран. В США более 55% предприятий работают в рамках кластеров. Доля кластеров в ВВП увеличится с 65%. В европейских странах насчитывается более 2000 кластеров, и эти кластеры, с одной стороны, добиваются эффективной инновационной деятельности за счет объединения инновационных предприятий, а с другой стороны, обеспечивают 38% занятости населения за счет создания новых рабочих мест.
Анализ показывает, что для создания системы кластеризации в Узбекистане необходимо разработать кластерную и кластерную политику и обеспечить ее интеграцию в мировую экономику, наладить государственное управление, создать ее нормативно-правовую базу, разработать единое понятие и критерии соответствия понятий в сфере, сформировать реестр кластеров, их необходимо обеспечить тесное взаимодействие (интеграцию) с научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями и подготовку высококвалифицированных специалистов в области.
В то же время требованием времени является выполнение задачи формирования механизмов периодического и непрерывного возврата определенной части стоимости, созданной в результате инноваций, в создание новых продуктов и рабочих мест. Это связано с тем, что любой новый продукт и «новаторская» инновация, создающая рабочие места, требуют постоянных инвестиций.
В связи с этим, хотя средства, выделяемые в государственный бюджет и целевые инновационные фонды, являются основным фактором обеспечения капитала для «радикально инновационных» инноваций, собственники эффективных инноваций и заинтересованные организации, в том числе сетевые и кластерные предприятия и коммерческие банки (иные предприятия) нужна определенная сумма капитала, созданного за счет инноваций, часть которых должна постоянно возвращаться в «радикально обновляющиеся» инновации на основе механизмов, основанных на обоюдном интересе.
Согласно мировому опыту, часть капитала, создаваемого угольными и горнодобывающими предприятиями в Соединенных Штатах Америки, Европе, Канаде и странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), должна постоянно направляться на научные исследования и опытно-конструкторские «радикально обновляющие» инновации в стране, инновационные различные налоговые льготы были введены для деятельности. Начиная с 2018 г., после реформ в США, такие практики были введены и закреплены в ряде стран, таких как Австрия, Дания, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Польша.
В апреле 2021 года, исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, в целях повышения эффективности коммерциализации результатов научной деятельности, а также содействия трансферту и локализации зарубежных технологий, создан национальный офис внедрения инноваций и трансферта технологий при Министерстве инновационного развития.
В целях дальнейшего ускорения инновационной деятельности в регионах сформулировать предложения по научно-техническим решениям существующих социально-экономических проблем, обеспечить коммерциализацию региональных научно-исследовательских проектов, в полной мере организовать систему поддержки идей и инициатив населения, особенно молодежи, «местным» способом были созданы управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и регионов.
Согласно мировому опыту, инновационная экосистема состоит из взаимосвязанных «подрывных», «устойчивых» и «эффективных» инноваций. «Радикально инновационные» инновации заключаются в создании продуктов или услуг, обладающих совершенно отличными от традиционных характеристиками и возможностями, и в большинстве случаев требующих больших денежных средств. Однако это важно, поскольку создает много новых рабочих мест. «Устойчивая» (устойчивая) инновация призвана обеспечить устойчивость и регулярное совершенствование «радикально-инновационной» инновации в условиях быстро меняющегося потребительского рынка, не создает новых рабочих мест и не требует больших денежных средств («радикально-инновационная» стабилизирует рынок и его потребителя). , и обеспечивает его привлекательность ).
Развитие гибкой к требованиям рынка национальной инфраструктуры, научный потенциал страны, эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и уровень их коммерциализации, непрерывность всей цепочки поставок от первичной сырьевой продукции до потребителя в сфера производства и услуг необходимы для того, чтобы Республика Узбекистан вошла в число 50 передовых стран с инновационным развитием к 2030 году. требуется обеспечение. При повышении экспортного потенциала страны количество предприятий, имеющих международные сертификаты качества, находится не на удовлетворительном уровне, чрезвычайно высока потребность в новых рабочих местах, необходимость снижения бедности среди населения, обеспечения занятости подрастающей молодежи и безработных женщин, как упоминалось выше, для развития новой и стабильной инновационной экосистемы в Узбекистане показывает необходимость более последовательных реформ в системе науки, технологий и инноваций.
В качестве основных задач стратегии в достижении главной цели определено дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью через развитие креативности, инновационного предпринимательства и рационализаторских способностей на всех этапах образования. Также особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры поддержки стартап-инициатив путем создания сетей субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, стартап-акселераторов, инкубаторов и офисов трансфера технологий). Стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи до конечного потребителя, увеличение доли инновационно активных предприятий за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности также входят в число задач. стратегии.
Помимо развития человеческого капитала, развитие инфраструктуры поддержки стартап-инициатив осуществляется также путем создания сетей субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, стартап-акселераторов, инкубаторов и офисов трансфера технологий).
Перспективным инновационным проектам и стартап-инициативам будут оказаны акселерационные, логистические и финансовые услуги за счет расширения деятельности центров внедрения инноваций и трансферта технологий. В свою очередь центры лицензирования технологий помогают наладить тесное сотрудничество между научно-исследовательскими институтами, университетами и промышленностью, подготовить лицензионные договоры на продажу интеллектуальной собственности, найти рынок потребителей технологий.
Создание современных механизмов финансирования стартап-инициатив и проектов, таких как венчурный, краудфандинг, расширение деятельности по упрощенному финансированию на основе конкурентной среды, таких как конкурсы «Будущий ученый», «Хакатон», марафоны «Техновейс», обеспечат внедрение новых услуг и продуктов на рынок. Будут обеспечены квалифицированными кадрами региональные инновационные центры и технопарки, создана единая система управления инновационными центрами.
Формирование предпринимательской среды и деятельности в высших учебных заведениях, а также технологическая передача результатов научных исследований поощряются путем создания академических «спин-офф» компаний. Обеспечивается эффективное проникновение продуктов и услуг национальных брендов, в том числе цифровых программных продуктов, на мировые рынки.
Повышение заинтересованности частного сектора в разработках и исследованиях и укрепление сотрудничества с научно-исследовательскими учреждениями, поощрение участия и финансирования (софинансирования) частного сектора в инновационной деятельности, включая специальные меры поддержки предприятий, занимающихся частными разработками и исследованиями или финансированию деятельности делаются первые шаги.
Также необходимо проведение просветительских мероприятий о важности защиты объектов интеллектуальной собственности среди ученых, предпринимателей, молодежи. В этой сфере разрабатываются и реализуются меры по усилению регулирования неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности и повышению ответственности.
Еще одним важным направлением является повышение инновационной активности малого бизнеса. В свою очередь, коммерциализация местных научных, рационализаторских и пусковых разработок будет расширена за счет внедрения эффективных механизмов, направленных на налаживание тесного взаимодействия региональных высших учебных и научно-исследовательских учреждений с местными учреждениями в непрерывной поддержке малой инновационной производственной деятельности населения.
В 2022-2025 годах требуется сформировать готовый портфель «1000 инновационных проектов» и поэтапно реализовать его для организации малого инновационного производства. Также при переводе успешных малых инновационных производственных предприятий в другие географические районы республики будут разрабатываться региональные программы инновационного развития с учетом экономической специализации, научно-технического потенциала и имеющихся ресурсов регионов.
Должны быть проведены такие мероприятия, как выявление и поощрение региональных талантов и привлечение их в систему центральных вузов, Молодежной академии и Академии наук через программы «Академическая мобильность» и «Ученый будущего» для формирования научных коллективов и школ нового поколения.
Когда придет время, допустимо упомянуть о достижениях и успехах в этом отношении. К примеру, работа по превращению в инновационные полигоны Ургут Самаркандской области, Олтинсой Сурхандарьинской области, Чуст Наманганской области и Мархамат Андижанской области была встречена с большим интересом со стороны предпринимателей и жителей. Полностью оправдала себя инициатива Президента страны по реализации проектов развития с учетом специфики каждого региона.
Планируется реализовать ряд мероприятий по созданию капитала за счет развития сети инновационных кластеров. Например, с учетом достижений передовых зарубежных стран в нашей стране будет разработано единое понятие и закон «кластера» и «кластерной политики». Создание инновационных кластеров или крупных предприятий на основе механизма взаимовыгодного «пиноцитоза» стартапов и малых инновационных предприятий, модернизация действующих ведет к расширению рынка инновационной и высокотехнологичной продукции.
На основе мирового опыта предусматривается направить обязательные отчисления одного процента налогооблагаемой прибыли хозяйственных обществ с долей государства 50 и более процентов в уставном фонде, а также государственных предприятий на создание и внедрение « «радикально инновационные» инновации. Будет установлена система добровольного отчисления до одного процента стоимости реализованной продукции ежеквартально на научную деятельность и «радикально инновационные» инновации для других предприятий и организаций независимо от форм собственности.
Это планы и цели, предназначенные для реализации в исторически короткие сроки. Безусловно, такие изменения дадут положительный импульс ряду отраслей, которые уже много лет отстают от внедрения современных инноваций, живя вчерашними принципами и концепциями в очень широком спектре отраслей, от имущественных отношений до производства и обслуживания. . В результате будет сформировано инновационно активное и предприимчивое общество с культурой инвестирования в «радикально инновационные» инновации, направленные на решение его потребностей и проблем. Ибрагим АБДУРАХМОНОВ, министр инновационного развития, академик